Что такое VANOS на BMW

От владельцев “немцев” часто можно услышать вопрос - “Что такое VANOS на BMW?”. Соответственно, возникает и надобность в получении такой информации как его надобность, какие проблемы могут проявляться, и с чем они связаны. Данная технология обеспечивает те самые особенности, которые присущие этой марке - строгость, агрессия и солидность. Получить информацию о ВАНОСе будет актуально для каждого автолюбителя, особенно для поклонников БМВ.

Что такое VANOS в двигателе

Представленное устройство является электромеханическим, которое имеет соединение с ГРС мотора (газораспределительная система). Назначение этого элемента - управление системой распределения газов (ее фазами), что позволяет получить лучшую и большую эффективность работы двигателя. Использование ваноса имеет следующие преимущества для владельца:

  • Существенно снижается расход топлива при среднем диапазоне оборотов.
  • Уменьшенная загрязненность выхлопных газов - сниженное количество токсичных веществ и элементов, которые образовываются в процессе работы двигателя.
  • Постоянство работы мотора при ХХ, в том числе и при минусовых температурах.
  • Увеличение мощности ДВС в зависимости от оборотов, становится более плавным - отсутствуют резкие скачки, в чём можно убедиться на графике любой программы для диагностики.
  • При средних оборотах достигается максимальный крутящий момент.
  • На высоких оборотах - заметна прибавка лошадиных сил.

Это основные достоинства, которые замечаются владельцем в процессе эксплуатации авто.

Другим распространенным вопросом является “Что такое ваносный двигатель?”. Ответ прост и не требуется дополнительной расшифровки - это мотор, имеющий встроенную систему изменения фаз газораспределения в автомобилях БМВ. Существует несколько ее разновидностей, которые отличаются конструкционно (Сингл Ванос только на впускные клапана с 1 поршнем и Дабл Ванос на впускные/выпускные с 2-я поршнями).

Данное устройство впервые появилось в середине 90-х на автомобилях БМВ 5-й серии. С того момента он несколько раз модернизировался. На данный момент все ДВС данной марки используют Ванос 4-го поколения - применяется шестеренчатая система регулировки распределительных валов (отличие от предыдущих моделей). С момента появления этой системы, на всех СТО страны и среди владельцев можно было услышать единственный вопрос - “Что такое Ванос в BMW?”. Ответы искались различными способами (интернет, автожурналы, инструкции, информация от других водителей, которые разобрались с этой системе).

Как работает VANOS

Для начала нужно разобраться с конструкцией устройства. Она простая и не отличается большой хитростью - имеются масляные поршни, которые управляются ЭБУ. Задача электронного блока заключается в воздействии на газораспределительные валы, тем самым изменяя их положение в любую из сторон. Исходя из этих корректировок, происходит изменение фазы распределения газа на 6 градусов (опережение или запаздывание, открытие клапанов происходит раньше или позже, чем в сравнении с исходным положением валов).

Первые модели имели название Сингл Ванос и выполняли регулировку положения одного впускного распредвала, при этом, фазы впуска менялись в дискретном порядке (скачками). Новые авто от производителя (начиная с конца 90-х) имеют уже систему под названием Дабл Ванос, где выполняется регулировка впуска и выпуска. Сама настройка проводится плавно, без резких перепадов (это и есть ответом на “Биванус - что это?”). Дополнительный элемент Ваноса - Valvetronic, представляющий собой систему регулировки длины хода клапанов.

Принцип работы Ваноса имеет следующую последовательность:

  • После запуска ДВС, данная система работает в специальном режиме, что снижает количество времени на прогрев двигателя и катализатора.
  • При выходе на рабочую температуру, происходит активация стандартного режима работы на низких оборотах (открытие клапанов выполняется с определенной задержкой, для получения стабильного функционирования двигателя и увеличенной мощности).
  • При росте количества оборотов, клапаны открываются заранее, что обеспечивает максимальный крутящий момент. Дополнительно достигается хорошая экономия топлива благодаря сжиганию выхлопных газов.
  • Последующая акселерация снова увеличивает задержку - на больших оборотах мотора, фазы опять становятся запаздывающими, аналогично с низкими оборотами.

Плюсы и минусы VANOS

Главная особенность данной системы - возможность выжать из родного мотора максимум мощности и раскрыть его потенциал, в том числе и со стороны экологичности.

Так как есть плюсы, имеются и минусы - использование данного устройства уменьшает надежность и долговечность мотора. Как результат, все это приводит к большим финансовым тратам (ремонты на СТО). Знание информации относительно данной системы по поводу преимуществ и недостатков предоставляет частичный ответ на вопрос “Ванос на БМВ - что это?”.

Разрушение уплотнительных колец

Самым слабым местом этой системы являются уплотнительные кольца масляных поршней, задача которых - регулировка положения распределительных валов. Повышенная температура и агрессивная химическая среда способствуют быстрому изнашиванию уплотнительных колец (они разрушаются). Признаком этого является чувство потери изначальной мощности мотора, т.е. для выдачи более высокой мощности нужны больше обороты. Проблема в том, что менять нужно не сами кольца, а полностью узел Ванос. Решение этого вопроса - искать другие пути, обращаться к неофициальным сервисным центрам и т.д.

Износ шайб и подшипников

Данные элементы имеют небольшой показатель прочности - материалом для их изготовления служит непрочный металл. Это приводит к тому, что по прошествии времени блок VANOS начинает терять свои изначальные функциональные свойства и не выполняет поставленную перед ним задачу. Определить изнашивание этих элементов просто - возникновение стороннего звука (металлический шум). Производитель авто в который раз не предлагает отдельных шайб и подшипников - они идут в комплекте только с новым блоком. При необходимости, можно воспользоваться услугами сторонних изготовителей, которые возьмутся за шайбы с подшипниками.

Сколы и загрязнения на фланцах и поршнях

Агрессивный стиль вождения, примеси в топливе и масле, а также значительный пробег приводят к проблемам относительно механической деформации стальных элементов блока Ваноса. Лицевая кромка масляных поршней или валов газораспределения становится местом появления сколов и других повреждений. Итог этого - уменьшение мощности и крутящего момента, при ХХ возникают провалы, меняется звук работы ДВС.

В некоторых случаях может быть нарушение целостности электропроводки (обрыв/отсоединение провода) - проблему можно решить самостоятельно, при условии детального ознакомления с инструкцией.

Данная статья предоставляет ответ на распространенный вопрос - “Ванос на БМВ - что это такое?”, который будет актуальным для каждого владельца авто от данного производителя.