Как выбрать компрессор кондиционера

Комфортная поездка в автомобиле ассоциируется с различными опциями. Одним из основных показателей комфортабельности является наличие кондиционера, который присутствует во всех современных автомобилях, независимо от модели и типа транспортного средства (седан, универсал, спорт, микроавтобусы и т.д.).

Система кондиционирования - сложный узел, который может прийти в негодность по различным причинам (несвоевременное ТО, человеческий фактор, естественный износ и прочее). Ремонт кондиционера и его полная замена это процесс не из дешевых.

В данной статье мы подробно разберемся в особенностях кондиционера, в его устройстве, эксплуатации и правилах ухода за ним.

Какова функция компрессора кондиционера

Рабочая жидкость данного оборудования - фреон, который обеспечивает охлаждение проходящего воздуха. По замкнутой системе движется хладагент под давлением через узкие отверстия, благодаря чему он охлаждается.

Задача компрессора заключается в перекачке фреона из радиатора конденсатора (низкое давление) к радиатору испарителя (высокое давление). Хладагент в конденсаторе обратно переходит в состояние жидкости, затем снова прогоняется в системе и попадает в конденсатор. Большинство поломок, связанных именно с компрессором, который подвергается нагрузкам (функционирование в различных зонах давления).

Ресурс компрессора кондиционера указывается производителем и может меняться в зависимости от условий эксплуатации, своевременного ухода, технического обслуживания и других факторов. Кроме этого, любой завод-изготовитель предоставляет гарантию, которая действует при соблюдении определенных правил (прописаны в гарантийной инструкции).

Разновидности компрессоров

Данный элемент системы кондиционирования автомобиля может быть электрическим, механическим и комбинированным. Отличие механического заключается в наличии соединения с коленвалом мотора. В свою очередь, данная разновидность делится на следующие типы:

  • Вращение постоянное. Со стороны энергетической эффективности не является эффективным, т.к. соединение с коленчатым валом прямое или через шкив. Кроме этого, перекачивание фреона выполняется даже при функционирующем кондиционере. Компрессор начинает свою работу только тогда, когда работает мотор.
  • Вращение непостоянное. Соединение компрессора с коленвалом выполняется через шкив, при этом конструкция устройства подразумевает наличие электромагнитной муфты (соленоид). При включении кондиционера компрессор приводится в работу муфтой, что позволяет уменьшить нагрузку с мотора, которая не всегда нужна.

Ресурс компрессора кондиционера можно узнать при наличии коробки (инструкция). При ее отсутствии можно найти модель в интернете и просмотреть всю имеющуюся информацию об устройстве. Дополнительно можно запросить интересующие данные в автосервисе у продавца (если имеется магазин по продаже запчастей для авто).

Электрические компрессоры способны функционировать при выключенном моторе. Комбинированные модели устанавливаются на транспортное средство с системой “стоп-старт”. Его особенность также заключается в том, что работа начинается по команде водителя.

Различают следующие исполнения компрессоров по конструкции:

  • Поршневой. Несколько поршней располагаются по кругу, V-образно или в ряд. В некоторых случаях встречаются компрессора с 1 поршнем. В большинстве случаев, конструкция включает в себя от 2 до 10 поршней, приводимые в движение вращающимся диском под наклоном. Имеется возможность настраивать рабочий объем до 2%. Отличие такой конструкции заключается в ее надежности и простоте.
  • Роторно-лопастный. Изменение сектора с поступающим фреоном выполняется за счет вращения ротора с лопастями (выдвигающиеся) в количестве 2-3 штук. Охлаждающая жидкость (фреон) сжимается и проходит через внутреннюю полость компрессора и спец.отверстие, а также далее циркулируется по системе.
  • Спиральный. Состоит из двух стальных спиралей, которые вставлены друг в друга. Одна является неподвижной, вторая - подвижная (вращается). В данном случае создается огромное количество зон с постоянно уменьшающимся объемом.

Отметим, что самой эффективной является спиральная конструкция - высокий показатель надежности. Минус - высокая стоимость, которая объясняется сложным процессом изготовления. Не стоит забывать, что все вышеуказанные виды используются в системах кондиционирования, особое внимание должно уделяться смежным узлам, от которых также зависит эффективность функционирования кондиционера.

Функция компрессора в кондиционере одна - выполнять перекачивание хладогента, который и охлаждает воздух для комфортной езды. При выходе из строя данного устройства, кондиционер превращается в обычный вентилятор, который просто гоняет воздух (из улицы внутрь салона), что не особенно актуально в летние месяцы.

Об особенностях компрессорного масла

Как было сказано выше, компрессор, как и вся система кондиционирования, является сложным устройством. Наличие большого количества подвижных деталей требует особого подхода к смазке. Масло обеспечивает защиту движущихся элементов от ускоренного истирания и защищает от возникновения коррозии в процессе работы.

Система смазки кондиционера аналогична со смазкой мотора. Она является герметичной, в качестве смазывающего материала должна использоваться продукция, рекомендованная заводом-изготовителем и соответствующая эксплуатационным условиям.

К сведению. Смешивать различные типы смазывающих веществ запрещено. Нарушение данного правила приводит к ускоренному выходу из строя системы, в том числе и падает мощность компрессора автомобильного кондиционера.

В системе данное масло выполняет роль идентичную моторному, подвергается частым температурным перепадам. Оно не должно пениться, терять свою изначальную консистенцию (не должно загустевать или становиться сильно жидким) и оставаться однородным.

Подбирая масло для системы кондиционирования, рекомендуется обращать внимание на тип применяемого фреона. Существуют следующие разновидности такого масла, которые нужно знать при выборе:

  • PAG (синтетическое полиалкиленгликолевое масло). Подходит для хладагентов следующих марок: R134a, R-1234yf. Данное смазывающее вещество применяется во всех современных авто. В случае, если транспортное средство выпущено до 1993 года, то используется другой фреон. Продается масло в малых объемах, что обусловлено его гигроскопическими свойствами - обладает способностью впитывать в себя влагу, в том числе и с воздуха. Заливка масла происходит быстро с последующей герметизацией системы.
  • Минеральное. Является продуктом переработки нефти. Применяется в компрессорах, где используется хладагент R-12 - старые автомобиля. Особенность такого масла - отсутствие реакций с металлами и их сплавами, жидкостью и резиной (каучуком).
  • Полиэстерное (РОЕ). Применяется в современных компрессорах, где имеется электрический привод. Является диэлектриком, обладает минимальной устойчивостью к повышенным температурам - перегрев компрессора с таким маслом приводит к его поломке.

Смазывающие вещества PAG и РОЕ имеют различные классы вязкости. При универсальности минерального масла, его можно использовать, не принимая к вниманию его вязкость. В случае с другими маслами, необходимо учитывать классы текучести минеральной разновидности 46, 100, 150. Маркировка компрессора кондиционера автомобиля предоставляет полную информацию относительно того, какое масло нужно лить. Универсальное решение вопроса - использование ISO 100 (хладагент R134a), т.к. случаев, когда масло не подходит, мало.

Что укажет на неисправный компрессор

Компрессор является одним из элементов авто, который может вовсе не выходить из строя. Его слабые стороны - шкив, клапана и подшипники. Их можно заменить, что сэкономит средства, т.к. не нужно приобретать новый. Запуская кондиционер, нужно принимать к сведению:

  • Исправность его работы - в салон постоянно поступает охлажденный воздух и происходит это практически сразу после его активации.
  • Отсутствие шума. Наличие посторонних звуков свидетельствует об износе стальных элементов.

Восстановление его работоспособности выполняется в автосервисе, который оснащен соответствующим оборудованием и имеет в штате специалистов по автомобильным кондиционерам.

При обнаружении признаков неправильной работы, затягивать с его ремонтом не нужно. Замена вышедших из строя запчастей не дорогая. Это же относится и к техническому осмотру, который позволит быстро определить причину поломки. Ресурс компрессора кондиционера, который имеет определенные рамки, можно увеличить путем своевременного ТО. Это позволит исключить лишнюю трату денег.

Выход из строя может происходить по следующим причинам:

  • Недостаточное количество смазывающего материала.
  • Износ по естественным причинам.
  • Загрязнение трубок в радиаторе кондиционера.
  • Неверный уровень фреона. Не нужно допускать переизбытка хладагента.
  • Попадание влаги внутрь компрессора.
  • Повышенные температуры, возникающие в процессе эксплуатации авто.

Дополнительно нужно учитывать факторы, которые приводят к неисправности. К примеру, подвижные детали компрессора (при недостаточном количестве смазки) начинают тереться между собой - это приводит к дополнительному увеличению температуры. В свою очередь, это способствует ускоренному разложению масла, которое не способно защитить детали от трения и последующего возникновения коррозийных процессов.

Своевременное обращение на СТО позволит исключить надобность в покупке нового компрессора и других элементов системы кондиционирования. В процессе эксплуатации не нужно допускать масляного голодания. Рекомендуется периодически включать кондиционер - при длительных простоях увеличивается вероятность возникновения коррозии и истирания стальных деталей (при первом запуске).

Как выбрать компрессор

Процесс выбора данного устройства не занимает много времени. Со стороны владельца достаточно проверить совпадение геометрических размеров, конструкции и применяемый фреон. Отдельный вопрос - мощность автомобильного компрессора кондиционера. Данный параметр представляет собой общий объем хладагента, который прогоняется по системе кондиционирования одним оборотом вала. Измеряется мощность в куб. см, но часто ее обозначают в литрах.

Компрессора с большой мощностью могут стать причиной поломки всей системы охлаждения воздуха. Это объясняется тем, что она рассчитана на работу при определенном давлении. При недостаточном давлении, охлаждение воздуха может и не произойти.

В случае, когда детали на авто не менялись, т.е. заводская комплектация, найти новый компрессор можно по ВИН-коду (это займет минимум времени, поскольку большинство интернет-магазинов предлагают такую возможность).

О покупке б/у компрессора

Данный процесс является экономически выгодным, но имеет свои “подводные камни”. Весь вопрос заключается в том, насколько продавец добросовестный - предоставит ли он подробную информацию о компрессоре или что-то утаит? Самостоятельно проверить компрессор практически невозможно, разве что сделать визуальный осмотр.

Дополнительно нужно узнавать о сроке его эксплуатации - если он работал “на износ”, лучше исключить его покупку, т.к. ремонт может обойтись в приличную сумму.

Оптимальное решение - покупать б/у компрессор у проверенного продавца, но лучше будет заказать новый и не беспокоиться о том, сколько он ещё прослужит.

Экскурс по брендам

Отличительная особенность оригинальных ОЕМ компрессоров - купил, поставил и забыл. Отметим, что стоимость устройства достаточно высока, но это того стоит. Срок службы у таких компрессоров - достаточно долгий, что является еще одним плюсом при покупке оригинала.

Практически не отличается от оригиналов продукция следующих производителей: Valeo (Франция), Denso, Nissens (Япония), Ava Quality Cooling (Нидерланды), Delphi (США). Данные фирмы показали себя с наилучшей стороны, завоевав популярность среди владельцев авто.

Приобретать дешевые аналоги не рекомендуется, т.к. это пустая трата денег. Такие компрессоры прослужат минимум времени и могут “скушать” большое количество средств на ремонт.

Вывод

Подбирая компрессор для кондиционера, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Правильно выбирать смазывающие вещества и исключать масляное голодание.
  • Проводить технический осмотр на постоянной основе.
  • Выбирать только подходящие компрессоры, которые советует производитель авто.

Придерживаясь данных правил, выход из строя компрессора произойдет только по одной причине - исчерпается ресурс металла отдельной детали (достаточно сменить на новую).